Философия к поппера и т куна

На этой основе предложил выделять в развитии любой науки такие этапы: Эти этапы периодически повторяются. При этом происходит постепенное выдвижение на первый план какой-либо одной теории.

К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани

Эта теория понимается как образец решения научных проблем и составляет теоретическое и методологическое основание парадигмальной науки. Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы.

философия к поппера и т куна

Выбор лучшей теории делает науку рациональной и обеспечивает её прогресс. Общая схема модель историко-научного процесса, предложенная Куном, включает в себя два основных этапа:. Кун полагает, что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Причем научное развитие, по его мнению, подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс. Лакатоса сводится к универсальную концепцию развития науки, основанную на идее конкурирующих научно-исследовательских программ например, программы Ньютона, Эйнштейна, Бора и др. Под научно-исследовательской программой Лакатос серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Новая программа должна объяснить то, что не могла старая. Попперу удалось выразить многие тонкости роста научного знания. Но его концепция также подвергается критике. В основном за то, что Поппер свел рост научного знания к дуэли гипотез, фактов наблюдений; практически он игнорирует представление об истине, вся проблематика которой заменена рассуждениями о правдоподобных гипотезах. Но кроме гипотез и фактов наблюдений есть еще социальный и технический миры, совокупность многих других фактов, которые также влияют на рост научного знания. Взять, например, тот же принцип фальсификации. Надо иметь в виду, что в результате научной критики ученые, даже обнаружив факты наблюдений, не описываемых данной теорией, отнюдь не спешат полностью отказаться от ее услуг. Например, механика Ньютона, несмотря на наличие огромного числа противоречащих ей фактов, широко используется современными учеными. Требования, выдвигаемые Поппером, имеют, таким образом, нормативный характер, а это означает, что не всегда нужно следовать им.

Тема 5. Методологические концепции хх века (к. Поппер, т. Кун)

Рассмотрим воззрения ряда других постпозитивистов, которые разработали свои собственные концепции. Однако научная революция приводит к отбрасыванию всего того, что было получено на предыдущем этапе, работа науки начинается как бы заново, на пустом месте. Таким образом, в целом развитие науки получается дискретным: Следует признать, что это - весьма смелая и побуждающая к размышлениям концепция. Конечно, весьма трудно отказаться от мысли о том, что наука прогрессирует в своем историческом развитии, что знания ученых и человечества вообще об окружающем мире растут и углубляются. Но после работ Куна уже нельзя не замечать проблем, с которыми связана идея научного прогресса. Уже нельзя простодушно считать, что одно поколение ученых передает свои достижения следующему поколению, которое эти достижения преумножает. Теперь мы обязаны ответить на такие вопросы: Что и в каких формах передает старая парадигма новой? Как осуществляется коммуникация между сторонниками разных парадигм? Как возможно сравнение парадигм? Концепция Куна стимулировала интерес к этим проблемам и содействовала выработке более глубокого понимания процессов развития науки. В значительной мере под влиянием работ Куна философы науки чаще стали обращаться к истории научных идей, стремясь обрести в ней твердую почву для своих методологических построений.

Казалось, что история может служить более прочным основанием методологических концепций, нежели гносеология, психология, логика. FAQ Обратная связь Вопросы и предложения.

философия к поппера и т куна

Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Методологические концепции хх века к. Смысл научного исследования, по Полани — проникновение в объективную рациональность и внутреннюю структуру реальности. По его мнению, научные гипотезы не могут быть выведены непосредственно из наблюдения, а научные понятия — из экспериментов; невозможно построить логику научного открытия как формальную систему. Концепция Полани нацелена на отказ и от чисто эмпирического, и от формально-логицистского подходов — ее основу составляет эпистемология неявного знания. Основой концепции неявного знания является тезис о существовании двух типов знания: При этом последнее рассматривается не просто как неформализируемый избыток информации, а как необходимое основание логических форм знания. Любой термин, по Полани, нагружен неявным знанием, и адекватное понимание его смысла возможно лишь в теоретическом контексте употребления. В своей работе Полани писал о процессе, а не о форме знания.

философия к поппера и т куна

Неявные знания часто включают навыки умения и культуру, присущие нам, но не осознаваемые нами. Широкое включающая оба уровня — ПС есть совокупность чу. Проблема построения правового государства. Раскол общества на классы сделал невозможным функционирование единых для всех нравственных правил поведения. Право является одним из регуляторов общественной жизни общества. Роль морали в процессе формирования личности. НС является исторически первой формой ОС. Оно также древне как и само общество ибо общество не может существовать если его членами не соблюдаются определенные нормы поведения. Единcтво и многообразие мировой иcтории. История человечества - это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, история борьбы различных классов и государств, войн и. В ходе НТП выделяют особо крупные вехи, связанные с качественным преобразованием производительных сил. Гумилева Этнос- объединение людей, лежащие на границе природы и общества , это жизнь людей в конкретных природных условиях, которые определяют физиономию этноса , и в то же время жизнь ,связанная с к. Наиуралистические представления в социальной философиии и геополитика. Происходящие в нем природные процессы приобретают социальную форму, а природные прежде всего биологические закономерности выступают как биосоциальные. Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего. Общественный прогресс ОП и его критерии. Гуманистический потенциал научно-технического прогресса. Прогресс- есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Идея ОП — чело. Эмпирическая социология В первой половине ХХ столетия на Западе , прежде всего в Америке и Европе, быстро развивалась эмпирическая социология э. Постиндустриальное общество и проблемы конвергенции Человечество входит в новую , общую для всех народов, единую постиндустриальную информационную, технологичную цивилизацию. Да, в реальности не всегда происходит так, как считал Поппер - выдвижение смелых гипотез и их опровержение. Но и не всегда так, как считал Кун. По поводу психологизма все-таки не соглашусь. Кун, по сути, не человеческие мотивы учитывает, а метафизику в науку возвращает.

У Поппера тоже есть грех - он стал попсовым.

  • Правила поведения на воде на лодке с мотором
  • 5.5 лбс тест удилища
  • Cottus спининги
  • Магазин рыболов на кетчерской
  • О нём знает любой, относящий себя к скептикам, но уже полвека прошло, и в самой философии науки появилось много нового. Опубликовано 6 Января Науки двигают люди и их поведение нельзя свести к выдвижению гипотез и их "фальсификации", особенно учитывая что этот метод сам по себе работает в реальной практике не очень. Хотя, повторюсь, он очень соблазнителен и отражает тот, факт, что научные теории нужно проверять: Ну, здесь то такого псевдоучёного поставить на место легко. Достаточно показать, что сейчас период "нормальной науки", а во время нормальной науки согласно Куну центральные постулаты не критикуются. Они являются логическим продолжением гносеологических исследований предшественников, основываются на диалектических законах, в целом дополняют друг друга и представляют собой теоретические модели развития науки. Falsifiability - is a basic principle of science development in the works of K. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ.

    философия к поппера и т куна

    Брянского государственного университета им. О современных концепциях развития науки на примере работ К. Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — М. Поппером Имре Лакатос полагает, что основой теории научной рациональности или методологической концепции должен стать принцип критицизма.

    Концепции развития науки: К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани

    Она является основной единицей развития и оценки научного знания. Под НИП Лакатос понимает серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Любая научная теория должна оцениваться вместе со своими вспомогательными гипотезами, начальными условиями и, главное, в ряду с предшествующими ей теориями. Строго говоря, объектом методологического анализа оказывается не отдельная гипотеза или теория, а серия теорий, то есть некоторый тип развития. Поппер рассматривает только борьбу между теориями, Лакатос же учитывает не только борьбу опровержимых и конкурирующих теорий, но и борьбу между исследовательскими программами. Центральное место в концепции Куна занимает понятие парадигмы , или совокупности наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Парадигма — это начало всякой науки, она обеспечивает возможность целенаправленного отбора фактов и их интерпретации.

    Игорь 14.12.2017

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *